АДМИНИСТРАЦИЯ

НАТАЛЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

От 23.11. 2016 года №304

с. Натальино

 

О внесении изменений в постановление администрации Натальинского муниципального образования от 14 мая 2014г. № 110 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Натальинского муниципального образования на 2014-2016 годы и на период до 2020 года».

В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Натальинского муниципального образования ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести изменения в постановление Администрации Натальинского муниципального образования от 14 мая 2014г. № 110 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Натальинского муниципального образования на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», изложив приложение в новой редакции.
  2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
  3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации Натальинского муниципального образования по ЖКХ, благоустройству и управлению муниципальной собственностью Павлова  А.Н.

 

 

Главы Натальинского

муниципального образования                                                   А.В. Сабрига

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение к постановлению

Администрации Натальинского

муниципального образования

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Натальинского муниципального образования на 2014-2016 годы и на период до 2020 года».

Паспорт муниципальной программы

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Натальинского муниципального образования на 2014-2016 годы и на период до 2020 года».

Наименование муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Натальинского муниципального образования на 2014-2016 годы и на период до 2020 года».
Цели муниципальной программы Ускорение перехода работы коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы на энергосберегающие технологические процессы, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3-5% ежегодно, улучшение социально-бытовых условий жизни населения.
Задачи муниципальной программы — создание системы нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода коммунального комплекса муниципального образования на энергосберегающий путь развития;- повышение надежности топливо- и энергообеспечения;

— снижение внутреннего потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 3-5% ежегодно;

-завершение оснащения объектов бюджетной сферы и других потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования энергоресурсов;

— повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;

— обеспечение энергетической безопасности и устойчивости развития экономики муниципального образования в современных условиях рыночных отношений;

— уменьшение негативного воздействия на окружающую среду

Координатор муниципальной программы Администрация Натальинского муниципального образования.
Муниципальный заказчик муниципальной программы Администрация Натальинского муниципального образования.
Сроки реализации муниципальной программы 2014-2020 годы.
Перечень подпрограмм Подпрограмма 1. «Строительство и модернизация автономных котельных».Подпрограмма 2. «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании».
Источники финансирования муниципальной программы, в том числе по годам: Расходы (тыс. рублей)
Всего 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
Средства бюджета  Натальинского муниципального образования 18036,2 9785,9 250,3 300,0 2100,0 1800,0 1950,0 1750,0
Другие источники
Планируемые результаты реализации муниципальной программы Снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 30% до 2020 года, оснащение потребителей системами регулирования энергоресурсов, реконструкция и модернизация оборудования предприятий жилищно-коммунального комплекса и организаций бюджетной сферы.Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов.

 

  1. Общая характеристика сферы реализация муниципальной программы.

 

В соответствии с рекомендациями Правительства Российской федерации (Приказ министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 года №61) основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны включать в себя организационные, технические и технологические мероприятия, мероприятия по информированию руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности.

В мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры целесообразно включить следующие предложения:

— проведение энергетического аудита с составлением энергетических паспортов объектов коммунального комплекса;

— анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

— оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом рационализации схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;

— строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия, модернизация существующих котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;

— перевод с электрического отопления на газовое.

В результате выполнения программы намечено достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов, что позволит снизить затраты на энергообеспечение потребителей, финансируемых из бюджета, и высвободить за счет этого около 40% бюджетных средств для решения социальных программ. Осуществление намеченных программой мероприятий обеспечит повышение надежности энергоснабжения предприятий и организаций, населения и объектов социальной сферы, будет способствовать улучшению экологической обстановки.

 

Паспорт подпрограммы муниципальной программы «Строительство и модернизация автономных котельных»

 

Наименование подпрограммы «Строительство и модернизация автономных котельных»
Цель подпрограммы обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального образования; сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;

привлечение финансовых средств из различных источников в сферу модернизации энергообеспечения муниципального образования;

вовлечение различных групп населения в энергосбережение.

Муниципальный заказчик подпрограммы Администрация Натальинского муниципального образования
Задачи подпрограммы — Модернизация систем теплоснабжения, переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами объектов социальной сферы Натальинского муниципального образования;- сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;

— снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;

— оснащение объектов приборами и системами учета энергоресурсов.

Сроки реализации подпрограммы 2014-2016г.
Источники финансирования подпрограммы по годам реализации и главным распорядителям бюджетных средств, в том числе по годам:Бюджет  Натальинского муниципального образования Наименование подпрограммы Главный распорядитель бюджетных средств Источник финансирования Расходы (тыс. рублей)
2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. Итого
Подпрограмма «Строительство и модернизация автономных котельных» Администрация Натальинского  муниципального образования Средства бюджета Натальинского муниципального образования 9435,9 0 0 1900 1500 1600 1350 15785,9 
Планируемые результаты реализации подпрограммы — переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами объектов социальной сферы Натальинского муниципального образования, снижение удельных показателей потребления энергоресурсов

 

Цели и задачи подпрограммы «Строительство и модернизация автономных котельных», сроки ее реализации.

 

Целью подпрограммы является:

обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального образования;

сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;

привлечение финансовых средств из различных источников в сферу модернизации энергообеспечения муниципального образования;

вовлечение различных групп населения в энергосбережение.Условием достижения цели является решение следующих задач:

переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами объектов социальной сферы Натальинского муниципального образования;

сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;

снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;

оснащение объектов приборами и системами учета энергоресурсов.

Срок действия подпрограммы 2014-2016гг.

 

Характеристика основных мероприятий подпрограммы

 «Строительство и модернизация автономных котельных».

 

В соответствии с рекомендациями Правительства Российской федерации (Приказ министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 года №61) основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны включать в себя организационные, технические и технологические мероприятия, мероприятия по информированию руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности.

В мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры целесообразно включить следующие предложения:

— проведение энергетического аудита с составлением энергетических паспортов объектов коммунального комплекса;

— анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

— оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом рационализации схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;

— постепенный переход с энергозатратных видов топлива (электрической энергии) на газовые котельные;

— оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

— строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия, модернизация существующих котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия.

В результате выполнения программы намечено достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов, что позволит снизить затраты на энергообеспечение потребителей, финансируемых из бюджета, и высвободить за счет этого около 40% бюджетных средств.


Паспорт подпрограммы «Восстановление и модернизация уличного освещения

в Натальинском муниципальном образовании».

Наименование подпрограммы «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании».
Цель подпрограммы создание благоприятной среды для жителей Натальинского муниципального образования; сокращение потребления электроэнергии за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий.
Муниципальный заказчик подпрограммы Администрация Натальинского муниципального образования.
Задачи подпрограммы — восстановление, строительство и модернизация уличного освещения;- переход к энергосберегающим технологиям в области уличного освещения, сокращение потерь энергоресурсов;

— оснащение объектов уличного освещения приборами и системами учета энергоресурсов, автоматикой.

Сроки реализации подпрограммы 2014 — 2018 годы
Источники финансирования подпрограммы по годам реализации и главным распорядителям бюджетных средств, в том числе по годам:Бюджет  Натальинского муниципального образования Наименование подпрограммы Главный распорядитель бюджетных средств Источник финансирования Расходы (тыс. рублей)
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого
Подпрограмма  «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании» Администрация Натальинского  муниципального образования Средства бюджета Натальинского муниципального образования 350,0 250,3 300,0 300,0 300,0 350,0 400,0 2250,3
Планируемые результаты реализации подпрограммы Создание благоприятной среды для жителей Натальинского муниципального образования. Сокращение расходов электрической энергии на уличное освещение путём установки современных автоматических комплексов управления, энергосберегающих светильников.


Цели и задачи подпрограммы «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании»

 

Целью подпрограммы является создание благоприятной среды для жителей Натальинского муниципального образования, сокращение потребления электроэнергии за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий.

Условием достижения поставленной цели является решение следующих задач:

— восстановление, строительство и модернизация уличного освещения;

— переход к энергосберегающим технологиям в области уличного освещения, сокращение потерь энергоресурсов;

— оснащение объектов уличного освещения приборами учета энергоресурсов, автоматикой.

Срок действия подпрограммы 2014-2020гг.

 

Характеристика основных мероприятий подпрограммы «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании»

 

Принятый Федеральный закон от 23.11.2009  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью муниципальных программ.

В 2014 году в Натальинское муниципальное образование вошло шесть муниципальных образований, 13 населённых пунктов. В результате объединения  количество объектов электроснабжения, в том числе уличного освещения возросло в 5-6 раз. Состояние электрических сетей, в том числе сети уличного освещения находятся в неудовлетворительном состоянии. В большинстве сел уличное освещение практически  отсутствует, отдельные элементы эксплуатируются не эффективно, без использования соответствующей автоматики с применением энергозатратных светильников. Возросшие бюджетные расходы на электроэнергию, поступающие жалобы от жителей сел о неудовлетворительной работе уличного освещения стали движущей силой по разработке соответствующей программы основными направлениями которой является:

— анализ договоров электроснабжения на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

— оптимизация режимов работы энергопотребителей, с заменой на энергоэффективное  оборудование;

— внедрение современных систем автоматизации и контроля;

— снижение потерь, в том числе хищений электроэнергии.

В результате выполнения программы намечено достигнуть создания благоприятной среды для жителей, сокращение потребления электроэнергии за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий. Повышение эффективности использования энергоресурсов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Натальинского муниципального образования.

 


Планируемые результаты реализации муниципальной подпрограммы  Натальинского муниципального образования «Строительство и модернизация автономных котельных».

 

N
п/п
Задачи, направленные на достижение цели Планируемый объем финансирования на решение данной задачи (тыс. руб.) Количественные и/или качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач Единица измерения (шт) Базовое значение показателя (на начало реализации подпрограммы) Планируемое значение показателя по годам реализации
Бюджет Натальинского муниципального образования Другие источники 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Модернизация систем теплоснабжения, переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами объектов социальной сферы Натальинского МО. 12385,9 0 Переход на индивидуальную систему отопления, строительство газовых котельных. шт. 6 6 0 0
Модернизация котельных, ремонт системы отопления. шт. 5 0 0 1ДК Хлебновка 1ДК Подсосенки 1ЦАФК 2ДК Андреевка, администрация

 

Планируемые результаты реализации муниципальной подпрограммы  «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании».

 

Nп/п Задачи, направленные на достижение цели. Планируемый объем финансирования на решение данной задачи (тыс. руб.). Количественные и/или качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач. Единица измерения Базовое значение показателя (на начало реализации подпрограммы) Планируемое значениепоказателя по годам реализации
Бюджет Натальинского муниципального образования. Другие источники 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Восстановление, строительство и модернизация уличного освещения. 5931,3 0 Установка светильников (энергосберегающих). шт. 384 60 100 64 40 40 40 40
Установка опор, прокладка провода. шт. 40 20 20
м 3100 100 800 400 400 400 500 500

 

Обоснование объема  финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий программы.

 

Наименование мероприятия программы (подпрограммы)* Источник финансирования Расчет необходимых финансовых ресурсов на реализацию мероприятия Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятия, в том числе по годам Эксплуатационные расходы, возникающие в результате реализации мероприятия
Подпрограмма «Строительство и модернизация автономных котельных».
Переход на индивидуальную систему отопления, строительство газовых котельных. Бюджет Натальинского муниципального образования 6 объектов – 9435,9 тыс. руб. 2014г.- 9435,9 т.р.
2015г. — 0 т.р.
2016г. — 0 т.р.
2017г. — 0 т.р.
2018г. — 0 т.р.
2019г. — 0 т.р.
2020г. — 0 т.р.
Модернизация котельных, ремонт системы отопления. Бюджет Натальинского муниципального образования 5 объектов – 6411,7 тыс. руб. 2014г.- 0 т.р.
2015г. — 0 т.р.
2016г. — 0 т.р.
2017г. — 1900 т.р.
2018г. — 1500 т.р.
2019г. — 1600 т.р.
2020г. — 1350 т.р.
Подпрограмма «Восстановление и модернизация уличного освещения в Натальинском муниципальном образовании».  
Восстановление системы уличного освещения, установка светильников, замена уличных светильников  на энергосберегающие. Бюджет Натальинского муниципального образования Установка светильников 384шт.*6152,0 руб.Установка опор, прокладка провода арматура – 393,9 тыс. руб. 2014г.- 350,0 т.р.
2015г. — 250,3 т.р.
2016г. — 300,0 т.р.
2017г. — 300,0 т.р.
2018г. — 300,0 т.р.
2019г. — 350,0 т.р.
2020г. — 400,0 т.р.

 

 

Перечень мероприятий Подпрограммы «Строительство и модернизация автономных котельных».

Наименование Наименование и описание энергоэффективного проекта, мероприятия Запланированные средства (тыс. руб.)
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого
Модернизация систем теплоснабжения
Натальинский социально – культурный центр (клуб с. Матвеевка) Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальную систему отопления, строительство газовой топочной с капитальным ремонтом системы отопления. 1993,8 1993,8
Натальинский социально – культурный центр (клуб с. Николевка) Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальную систему отопления, строительство газовой топочной с капитальным ремонтом системы отопления. 2029,8 2029,8
Натальинский социально – культурный центр (клуб с. Хлебновка) Подготовка проекта по модернизации котельной, установка  современного газового оборудования, капитальный ремонт системы отопления. 1900,0 1900,0
Натальинский социально – культурный центр (клуб п. Новониколевский) Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальное газовое отопление, строительство газовой топочной с монтированием  системы отопления. 1977,3 1977,3
Натальинский социально – культурный центр (клуб с. Андреевка) Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальное газовое отопление, строительство газовой топочной с монтированием  системы отопления. 350,0 350,0
Натальинский социально – культурный центр (клуб п. Новониколаевский) Подготовка проекта по модернизации котельной, установка  современного газового оборудования 161,7 161,7
Натальинский социально – культурный центр (клуб п. Головановский) Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальное газовое отопление, строительство газовой топочной с монтированием  системы отопления. 1920,2 1920,2
Натальинский социально – культурный центр (клуб с. Подсосенки) Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальное газовое отопление, с частичной заменой  системы отопления. 1353,1 1500,0 2853,1
ЦАФК (Центр адаптивной физической культуры), с. Натальино Подготовка проекта по переводу здания на индивидуальное газовое отопление, строительство газовой топочной с монтированием  системы отопления. 1600,0 1600,0
Топочная административного здания с. Натальино Переход на индивидуальную систему отопления, строительство газовой топочной. 1000,0 1000,0
Итого по разделу   9435,9   1900,0 1500,0 1600,0 1350,0 15785,9


Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации программы.

 

Реализация настоящей Программы позволит: создать более благоприятную среду для жителей сёл Натальинского муниципального образования, сократить потребление тепло-, энергоресурсов за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий.

Разработка энергетических паспортов позволит составить точный и качественный перечень мероприятий, необходимый для достижения более высоких результатов в области энергоэффективности, расставит приоритеты в поставленных задачах, эффективнее расходовать бюджетные средства.

 

Организация управления реализацией программы и

контроль за ходом её выполнения.

 

Управление реализацией Программы осуществляет заказчик Программы – администрация Натальинского муниципального района.

Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет затраты по мероприятиям Программы, оценочные показатели и состав исполнителей.

Контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляется

— контрольно-счетной комиссией Натальинского муниципального образования;

— администрацией Натальинского муниципального образования.

Заказчик Программы осуществляет координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятия, а также по целевому использованию средств местного бюджета и внебюджетных источников.

Исполнителями программных мероприятий являются:

— администрация Натальинского муниципального образования, предприятия и организации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

— Заказчик Программы обеспечивает подготовку отчетных данных об исполнении программных мероприятий и в установленные сроки представляет отчет о выполнении настоящей Программы

 

Методика расчета  значений показателей эффективности

Реализации Программы. 

Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется с учётом количественных и качественных целевых показателей на момент включения данного мероприятия (мероприятий) в муниципальной программу.

Эффективность реализации муниципальной программы определяется как оценка эффективности реализации каждой подпрограммы, входящей в ее состав.

Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации подпрограмм.

Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации подпрограмм.

Для оценки результативности подпрограмм должны быть использованы плановые и фактические значения соответствующих целевых показателей.

Индекс результативности подпрограмм определяется путем соотношения достигнутых и плановых результатов целевых значений показателей с учетом весового значения показателя.

В случае использования показателей, направленных на увеличение целевых значений, применяется соотношение фактически сложившегося показателя к  запланированному.

В случае использования показателей, направленных на снижение целевых значений, применяется соотношение планового показателя к фактически сложившемуся.

Весовое значение показателя (вес показателя), характеризующего подпрограмму, рассчитывается как отношение данного показателя к общему количеству целевых показателей, характеризующих выполнение подпрограммы.

Под эффективностью понимается отношение затрат на достижение (фактических) нефинансовых результатов реализации подпрограмм к планируемым затратам подпрограмм.

Эффективность подпрограммы определяется по индексу эффективности. Индекс эффективности подпрограмм определяется как отношение объема фактического финансирования подпрограммы, скорректированный на индекс результативности подпрограммы, к плановому объему финансирования подпрограмм.

 

По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации подпрограмм.

В случае значения индекса эффективности подпрограммы от 0,9 и выше уровень эффективности подпрограммы признается высоким.

В случае значения индекса эффективности подпрограммы от 0,8 до 0,9 уровень эффективности подпрограммы признается запланированным.

В случае значения индекса эффективности подпрограммы менее 0,8 уровень эффективности подпрограммы признается низким.

Муниципальная программа признается эффективной, в случае если все ее подпрограммы являются высоко эффективными или достигнувшими запланированного уровня эффективности.

Отчетность о ходе реализации программы

 

     Отчетность о реализации программы производится в соответствии с порядком разработки и утверждения муниципальных программ Натальинского муниципального образования.