Земельный налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, один из видов платежей за землю. Он взимается на территории РФ в соответствии с гл.31 ст.ст. 387-398 НК РФ. В соответствии с Налоговым Кодексом плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны. Цель введения платы за землю заключается в стимулировании рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов финансирования этих мероприятий. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.
Известно, что одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, стали нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей. Потребность в решении этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.
В современной российской практике земельный налог в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.ст.12-15) относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить.
Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового Кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Таким образом, льготы пенсионерам по земельному налогу в соответствии с Федеральным законом не положены, и они обязаны уплачивать налог на общих основаниях.
В налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. К ним относятся:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды I и II групп;
- инвалидыс детства;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
- лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
- лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.
Таким образом, на вопрос о том, должен ли пенсионер платить земельный налог, ответ однозначно положительный, если опираться на нормы закона. Органами местного самоуправления могут быть установлены налоговые льготы. Из этого следует, что каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будут ли на его территории действовать льготы в отношении пенсионеров или нет, а также определяет основания и порядок их применения.
Решением Совета Натальинского муниципального образования от 29.10.2014 г. утверждены категории лиц, которым предоставляются льготы:
- от налогообложения в размере 100% от суммы налога освобождаются ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны в отношении земельных участков:
- предназначенных для размещения домов индивидуальной застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилому фонду);
- приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- предназначенных для размещения гаражей для хранения индивидуального транспорта, не используемых в предпринимательской деятельности.
- от налогообложения в размере 75% от суммы налога освобождаются:
- инвалиды I и II группы инвалидности;
- физические лица, являющиеся членами малоимущей семьи или малоимущими гражданами в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;
- граждане, имеющие трех и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 01.08.2005 № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области».
Представительный орган Натальинского муниципального образования своим решением защищает самые незащищенные категории граждан, проживающих на территории Натальинского МО.
Однако, несмотря на то, что закон не рассматривает пенсионеров как категорию лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу, им все же предоставлены некоторые послабления. Например, пенсионеры не платят имущественный налог, причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.
Как устанавливает Налоговый Кодекс, обложению земельным налогом подлежат земельные участки, которые расположены в границах муниципального образования. Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января. Если земельный участок образовался в течение года, то налог платится с кадастровой стоимости, определенной на дату постановки участка на кадастровый учет. Все сведения, на основании которых рассчитывается земельный налог для пенсионеров, представляются в налоговые инспекции органами, которые осуществляют кадастровый учет. Налог в отношении участка земли, принадлежащего нескольким лицам на праве долевой собственности, определяется отдельно для каждого налогоплательщика соответственно его доле в таком участке.
Ставки налога на землю устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в любом случае они не могут превышать 0,3 % в отношении:
- сельскохозяйственных земель;
- земель жилищного фонда;
- земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.
Налог на остальные земельные участки уплачивается исходя из ставки 1,5 %. Уплатить соответствующую сумму за определенный год необходимо не позднее 1 декабря следующего года за отчетным годом на основании уведомления, направленного налоговым органом.